Повышение уровня жизни в ряде стран способствует увеличению требований к качеству пищевой продукции. На этой волне особенно заметен рост популярности органических продуктов питания. В ряде стран наблюдается активное развитие рынка органического производства. Среди лидеров по потреблению органической продукции США, Канада, Германия, Великобритания, Франция и некоторые страны Азии. Предполагается, что в 2020 году оборот мирового рынка органического производства составит 130 миллиардов долларов.

Немного мировой статистики

Статистика мирового рынка органической продукции

По оценкам Международной федерации органического сельскохозяйственного движения, международный рынок органической еды составил практически 97 миллиардов евро и продолжает расти. В топ-3 рынков входят США (40,6 миллиардов евро), Германия (10,9 миллиардов евро) и Франция (9,1 миллиардов евро). При этом во Франции наблюдается самый большой рост спроса на органическую продукцию — 15,4% роста за 2018 год. Больше всего тратят на органическую еду в Дании и Швейцарии — в среднем около 312 евро в месяц на человека, а 11,5% рынка пищевой продукции Дании занимает непосредственно органическая еда.

Статистика продаж органической продукции в 2018

Судя по исследованиям, рост спроса на органическую продукцию наблюдается в Северной Америке, Европе и Китае. Ожидается дальнейший рост продаж органических напитков и пищи на фоне тренда на здоровое и этичное питание во всем мире. Ознакомиться с полным отчетом организации Вы можете по ссылке.

Стандарты регуляции органической продукции

Европа

В 2018 году Европейский союз принял одну из основных директив, регулирующих органическую продукцию на внутреннем рынке. Директива EU 2018/848 вступит в силу с 1 января 2021го года. Данный регламент называют “Базовым актом”, что означает ряд будущих изменений, т.к. директива не покрывает все возможные вопросы по требованиям к органической пище и напиткам.

Узнать больше о регуляции органической продукции в Европе и ознакомиться с другими полезными материалами для этого рынка можно по ссылке.

Важным моментом для европейской сертификации является то, что несколько мелких фермеров могут совместно организоваться и пройти процесс сертификации как единое целое, то есть один сертификат покроет всех фермеров, которые не могут пройти процесс сертификации и поставлять свою продукцию самостоятельно из-за дороговизны процесса. Существует отдельный лист критериев, который определяет, какие категории фермеров могут объединяться для групповой сертификации. 

Еще одним нововведением в директиве является то, что ежегодный инспекционный контроль для ряда фермеров будет необязательным как сейчас: для ряда ферм с низким уровнем риска обязательным будет инспекционный контроль раз в 24 месяца.

Что касается продавцов предварительно упакованной органической продукции, то им необязательно проходить сертификацию, но будут подвергаться общим проверкам.

Для импортеров органической продукции будет существовать две схемы: по торговым соглашениям и по сертификатам Европейского союза органической продукции. 13 стран имеют торговые соглашения о признания эквивалентности требований с ЕС. К ним относятся Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Коста-Рика, Индия, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Швейцария, Тунис и США. Эти страны могут импортировать органическую продукцию согласно их торговых соглашений. Все остальные страны должны пройти сертификацию в европейских аккредитованный сертифицирующих органах для поставок органической еды и напитков в страны ЕС. В случае получения европейского сертификата соответствия Вы можете изучить возможность поставлять свою продукцию по этому сертификату не только в ЕС, но и в 13 стран с торговыми соглашениями.

США

В CША органической меткой маркируют пищевые и сельскохозяйственные продукты, которые были произведены в соответствии с органическими правилами Министерства сельского хозяйства США. Стандарты USDA распространяются на четыре вида органического производства: зерновые культуры, домашний скот, обработанные и/или многокомпонентные продукты, а также дикие культуры.

Сертификат Министерства сельского хозяйства США подтверждает, что ферма или перерабатывающее предприятие соответствует нормам производства органической продукции. Фермы или перерабатывающие предприятия сертифицируются частными, иностранными или государственными организациями, которые аккредитованы Министерством сельского хозяйства США. Любая ферма или бизнес, которые генерирует более 5000 долларов США выручки на органических продажах, должна быть сертифицирована.

Беларусь

В ноябре 2018 года в Беларуси был принят закон №144-3 “О производстве и обращении органической продукции”. Согласно закону к органической продукции относят продукты животного, растительного или микробиологического происхождения, которые предназначены для употребления человеком или животными, а также которое может выступать в качестве сырья для производства пищевых продуктов. К органической продукции также относят семена из производства органической продукции.

В обращение органической продукции входят хранение, транспортировка и реализация. Органическая продукция должна быть отделена от неорганической на всех этапах производства.

При производстве органической продукции запрещается:

  • использовать земельные участки, водные объекты и/или их части, подвергшиеся загрязнению отходами, химическими и радиоактивными веществами;
  • применять химические удобрения, химические средства защиты растений, другие синтезированные химическим путем средства;
  • применять ионизирующее излучение.

Сертификация органической продукции является добровольной. Наличие сертификата подразумевает соответствие требованиям государственных стандартов и других технических нормативных правовых актов на органическую продукцию и процессы ее производства, а также постановлений Минсельхозпрода и Минздрава.

Процесс сертификации не содержит каких-либо особенностей. Сертификат выдается на пять лет с ежегодным инспекционным контролем. В обязательном порядке будут проводиться испытания и анализ состояния производства продукции, на которую получен сертификат.

Получение сертификата дает право маркировки продукции знаком «Органический продукт»

Полезные ссылки:

1. Постановление Минсельхозпрода от 15 марта 2019 г №19 «Об установлении перечней» — перечень средств, веществ и их сочетаний, разрешенных к применению при производстве органической продукции.

2. Постановление Минздрава от 21 июля 2019 г №63 «Об определении пищевых добавок, ароматизаторов и технологически вспомогательных средств, допустимых для применения в производстве органической продукции«

3. Региональный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»

4. ТКП 635-2019 «Общие правила производства органической продукции»

Россия

С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон “Об органической продукции”, который регламентирует производство органической продукции. Федеральный закон устанавливает систему сертификации органической продукции в России. Для получения легального сертификата органической продукции следует обращаться в аккредитованные Россаккредитацией специализированные компании и органы. 

Производители, прошедшие сертификацию будут наносить на свою продукцию официальный знак. Он представляет собой белый лист дерева на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице и латинице. Сертифицированная организация должна быть в едином государственном реестре, опубликованном на сайте Минсельхоза России.


Таким образом, в разных регионах и странах существуют свои региональные/национальные определения и требования к производству органической продукции. К наиболее перспективным рынкам для выхода можно отнести страны Евросоюза, Канаду, Китай и США. К сожалению, порог входа на эти рынки достаточно высокий, но за счет хорошо структурированных и понятных требований в законодательствах этих стран к органической пище и напиткам подготовиться вполне реально. А наши эксперты готовы помочь разобраться со всеми требованиями.